• Композитор Елена Фиштик на 34 международном фестивале современной музыки "Московская осень - 2012"

    Композитор Елена Фиштик

    в XXXIV международном фестивале современной музыки

    «Московская осень —2012»

    Сегодня я встретился с композитором Еленой Фиштик и она любезно согласилась дать интервью.

    Почему именно с Еленой Фиштик?

    Так получилось, что осенью в 2011 году меня случайно позвали на концерт в Дом композиторов, который проходил в рамках фестиваля «Московская осень —2011».

    Ранее я бывал на концертах этого фестиваля, но никогда не уходил домой с чувством невероятного удовлетворения и того, что я открыл для себя нечто, не просто новое, а высокопрофессиональный, и качественный продукт, сравнимый, разве что, с Голивудским уровнем.

    Я был просто потрясен музыкой Елены Фиштик - это был фрагмент балета "Сальвадор Дали". Надо сказать и постановка, и состав танцоров был невероятно высок, что отметила публика своими долгими аплодисментами. А музыка, МУЗЫКА! просто сразила!

    Мощная, объемная, много новых и неповторимых эффектов, очень тонкая и филигранная работа композитора.

    Мне очень захотелось еще тогда взять у Елены Фиштик интервью, познакомиться поближе.

    Но!

    После концерта, к Елене было просто не прорваться. Чего только стоил тот факт, что люди, буквально в очередь становились, что бы высказать ей свою признательность и восхищение.

    Я наблюдал, как ее творчество не оставило равнодушным Эдуарда Артемьева, Анатолия Киселева, Софьи Губайдулиной, которая и вовсе пригласила Елену в Германию, где она сейчас живет, и они обсуждали совместный концерт.

    Встретиться с Еленой в 2011 году мне так и не удалось, она была не уловимой.

    Но, вот теперь наша встреча произошла. Нынешней осенью 2012 года, я уже специально и сознательно пришел на прослушивание нового сочинения Елены Фиштик - Сюита "Врата во времени".

    17 сентября в Большом зале Московского Дома Композиторов состоялась премьера сюиты «Врата во Времени» композитора Елены Фиштик - для экспозиции деревянных панно группы «Пазарх».

    Сюита «Врата во Времени» Елены Фиштик прозвучала в концерте-посвящении к 75-летию Эдуарда Артемьева - знаменитого кинокомпозитора нашего времени.

    Впервые в истории фестиваля был представлен мультимедийный проект вместе с показом цикла художественных работ.

    - Елена, прежде всего разрешите Вас поблагодарить за то, что Вы согласились на нашу встречу и беседу.

    Вы неоднократно участвуете в фестивале "Московская осень". Как вы считаете, нужны ли такие фестивали сегодня?

    - Ежегодно, вот уже 34 сезон, в рамках фестиваля «Московская осень» Союз московских композиторов проводит на протяжении целого месяца в столице в «Московском Доме композиторов» концерты российских и зарубежных композиторов и исполнителей. Его основная идея -- премьерное исполнение произведений композиторов.

    Это в общей сложности ок. 70 концертов.

    И хотя количество исполнителей, порой превышает количество слушателей, и даже, не побоюсь добавить, качество самих премьерных сочинений оставляет желать лучшего, все же такие фестивали нужны, как воздух, и не только композиторам, для которых часто это единственная возможность продемонстрировать свое новое сочинение, и не только для исполнителей, для которых тоже, очень часто это редчайший случай прикосновения к современной музыке, а даже может быть в большей степени зрителю, слушателю, жаждущему развиваться, познавать, открывать для себя новое, неизведанное.

    Мы, композиторы, тоже очень радуемся, если не только наши сочинения находят положительный отклик у слушателей, но и мы открываем для себя исполнителей, солистов, коллективы. И не менее приятно радоваться успехам коллег.

    - Елена, я посетил несколько концертов, и мало что меня тронуло, а некоторые сочинения, откровенно какой-то кич и претензия на оригинальность.

    - Ну, если бы еще "претензия на оригинальность", то тогда было бы не так все плохо! Однако, вы правы - много бывает и сомнительных работ, и бездарных, и серых, и "попахивающих" плагиатом. И совсем бывает неприятным выступление молодых композиторов, чье представление своих сочинений на сцене Дома композиторов напоминает фарс.

    Так что совершенно точно, если за время всего фестиваля вы отметите для себя десяток сильных премьер, - это уже удача!

    - А что интересного Вы для себя отметили?

    - Во-первых «Московская осень —2012» - это сплошные юбилеи: 80 лет Союзу московских композиторов, 100 лет со дня рождения оперного режиссера Бориса Александровича Покровского (кстати мне посчастливилось с ним работать в 1990 г. - я только закончила консерваторию и написала оперу по А. Чехову "Спасть хочется" - Б. А. Покровский исполнил), 40 лет Камерному музыкальному театру, 75 лет композитору Эдуарду Артемьеву - мое новое сочинение прозвучало именно в этом юбилейном концерте с посвящением Э. Артемьеву.

    - Во-вторых надо сказать, что "старая гвардия" всегда очень фундаментальна, убедительна, хоть и не всегда достаточно современна.

    Сочинения Р. Щедрина, А. Эшпая, А. Чайковского - давно уже классика, качественная и профессиональная музыка. И когда идешь на новое их сочинение, ты невольно уже готов и эмоционально и теоретически к прослушиванию, и даже наперед угадываешь движение мысли композитора.

    Всегда радует В. Дашкевич, Э. Артемьев.

    Из композиторов среднего возраста я бы отметила Лилию Родионову. считаю ее сильным, талантливым мастером своего дела. Как и ранее, на этом фестивале она была на высоте.

    Ее музыка - это всегда глубокая философия в сочетании с высоким вкусом и профессионализмом.

    А еще в этом году меня очень порадовал концерт электроакустической музыки: как говорится - сочинение к сочинению. Сплошные "изюминки". Надо отметить, что это был концерт-посвящение Эдуарду Артемьеву, у него юбилей - 75-летие. Отличный концерт хоровой и симфонической музыки.

    Довольно запоминаемый и оригинальный мультимедийный проект итальянских композиторов: немое кино "Божественная комедия" Данте, режиссер Francesco Bertolini, Adolfo Padovan, 1911, 
музыка - Edison Studio, которую озвучивали электронным путем прямо на сцене авторы: 
Mauro Cardi, Luigi Ceccarelli, Fabio Cifariello Ciardi, Alessandro Cipriani.

    Что же касается более молодых, или совсем молодых композиторов участвовавших в камерных концертах - тут все немного иначе. Были и достойные сочинения, но к сожалению, я чаще была разочарована, нежели обратное.

    Лжеоригинальность, фарс, бездарность, безвкусие, "слизывание" ультрамодных тенденций из европейского искусства, и так можно продолжать

    еще долго: шуршание бумажками в течении 20 минут - это для них музыка, стук и скрежет по инструментам - это музыка, шепот на протяжении всего сочинения - тоже "шедевр".

    Я не ретроград, и даже напротив - за современный и смелый подход, за новаторство и оригинальные идеи, но если все со вкусом и оправдано.

    Театральная программа, которую Камерный музыкальный театр представил в рамках фестиваля «Московская осень», была довольно широкой: от монооперы до крупной постановки.

    Борис Александрович Покровский завещал Камерному музыкальному театру сотрудничать с современными композиторами.

    Вот, собственно по его завету, театр и стал участником международного фестиваля современной музыки "Московская осень - 2012" показал оперы современных композиторов.

    Побольше бы таких коллективов, которые готовы к сотрудничеству с современными авторами.

    Как известно, композиторов-современников не любят, не ставят и, соответственно, не знают.

    Мало кто из исполнителей, и особенно, крупных коллективов, хочет открывать новое, неизведанное, знакомиться с современной композиторской школой - им проще и выгоднее идти по проторенной, годами и веками дорожке, прикрываясь тем, что ранее композиторы писали шедевры, а сейчас все "так себе".

    Естественно, как не все подряд "шедевры" в современном искусстве, так и в 18 веке не каждый второй был гением, но несомненно, есть отличные работы, которые заслуживают внимания наших ведущих оркестров, театров оперы и балета. Однако, "пробиться" им очень и очень трудно.

    Так что, я считаю, что Олег Борисович Галахов, председатель союза композиторов Москвы и его помощники - орг. комитет: М. Филатова, С. Леончик, А. Киселев, А. Седова, Т. Журбина, В. Якимовский, В. Кикта, директор дома композиторов А. Баграмов и другие, делают огромное дело и вносят большой вклад в развитие искусства нашей России.

    Еще раз говорю, что любой фестиваль - это творческая лаборатория, где можно обнаружить как "бриллианты", так и подделку, как шедевр, так и посредственность. Важно, что существует площадка и хоть какая-то возможность выставить авторам на суд слушателя свои новые творения. А аудитория разберется: что заслуживает внимания, а что нет.

    - А вот Вы представили на фестивале свою сюиту "Врата во времени". Я прочитал в буклете, что сюита написана по мотивам художественных работ группы Пазарх.

    Расскажите немного о вашем тандеме.

    - Пазарх – это группа творческих единомышленников из Латвии, Грузии и России, объединенных общим делом уже много лет.

    Мы познакомились случайно, как это часто бывает.

    В начале 2012 года мне на электронный адрес приходит письмо от давнего знакомого - балетмейстера, с предложением сотрудничества.

    Я в это время находилась во Флориде в Майами.

    Попереписывавшись мы пришли к выводу, что хорошо было бы что бы я приехала в Москву и мы начали бы постановку моего балета, "Левша".

    Я легка на подъем, через пару недель приехала в Москву.

    Вот на первой же встрече с этим самым балетмейстером, меня и познакомили с группой Пазарх.

    А дальше - взаимный интерес к творчеству и итог: Сюита "Врата во времени".

    В сюите «Врата во Времени» объединены деревянная форма, батик, свет, вокал, философия и музыка.

    Во время показа на фестивальной сцене были представлены композиции из дерева в сопровождении электронной музыки, детского хора, света и текста.

    - Знаете, Елена, побывав на концертах фестиваля, и поняв атмосферу, должен сказать, что вы едва ли вписываетесь в ту среду, со своим, явно неповторимым вкусом, менталитетом, культурой, не избитостью и не шаблонностью мышления.

    Вы как то особенно породисты, у вас врожденный высокий уровень творческого потенциала, что в обществе очень часто признается с большим опозданием.

    Я где-то читал как про Вас пишут московские физики - ваши поклонники: "Вы штучны", и совершенно с этим согласен - это в лучшем смысле этого слова.

    А как вы себя чувствуете, хотя бы даже в рамках данного фестиваля?

    - Я себя чувствую по-разному. Иногда очень даже комфортно, иногда, если слушаю совсем наивную и посредственную музыку - меня это бесит, но я понимаю, что все это нужно знать, слушать и делать свои выводы.

    Да, действительно, моя культура несколько отлична от культуры чисто российской.

    Во-первых во мне много разных кровей (немцы, поляки, украинцы), во-вторых, в силу моих частых географических перемещений (Европа, Америка), где я впитываю разную культуру, где конечно же и сформировалась моя творческая действительность.

    - И не только творческая. Вы и внешне европейка.

    Елена, я знаю что ваши сочинения изданы и вошли в фонд всемирной музыкальной библиотеки в Торонто - это современная классическая музыка. Как и когда это случилось.

    - На одном из международных фестивалей в Румынии, после представленного мной балета "21 Век", ко мне подошла группа композиторов из Канады, мы познакомились и впоследствии мне было предложено предоставить ряд своих сочинений на конкурс для фондов всемирной музыкальной библиотеки в Канаде. Несколько сочинений прошли конкурс и были изданы в типографии при всемирной библиотеке, а так же помещены в фонд.

    Кстати, в эту группу входили очень достойные и сильные композиторы из Канады, я мечтаю, что бы они приехали на московский фестиваль. Уверена, что их творчество будет незабываемым и ярким акцентом фестиваля.

    - Елена, меня поражает круг ваших творческих интересов: вы автор почти всех жанров современной музыки - трех симфоний, трех опер, пяти балетов - 21 Век, "Левша", "Сальвадор Дали", "Дмитрий Донской", "София", 5-частной оратории для Большого Симфонического Оркестра, хоров и солистов по лирике В. Маяковского, свыше 10 хоров, музыки для фортепиано, скрипки, вокала, контрабаса, гитары, музыки для театра и других произведений.

    А в каком все же жанре Вы любите работать больше всего?

    - О! Это и surréalisme (сюрреализм), и Avant-garde music (авангард), и Electronic music (электроника), и House (хаус), и современная классика.

    - Елена, всегда интересно о чем метают такие неземные люди, как вы! О чем мечтаете Вы?

    - Ну, если я скажу, что я мечтаю о мире во всем мире, вы меня тут же перекрасите в блондинку, либо я рискую потерять поклонника. Но, если серьезно, я мыслю глобально и мечтаю глобально.

    И если судьба сбыться моей мечте, то это произойдет именно посредством моего творчества и вы об этом обязательно узнаете!

    - Остается только пожелать Елене Фиштик от всего сердца удачи!

    Беседу вел Максим Путин.

    Ответить Подписаться