• Композитор Елена Фиштик - это всегда особая атмосфера, словно погружение в другое измерение - другой мир

    Композитор ЕЛЕНА ФИШТИК -

    это всегда особая атмосфера, словно погружение в другое измерение - другой мир.

    Мне недавно посчастливилось познакомиться с композитором Еленой Фиштик, о которой был наслышан давно, о её постановках в московском детском музыкальном театре «Экспромт».

    Родилась Елена в Свердловске в семье отца художника и матери – экономиста. В детстве много сочиняла, постоянно напевая свои мелодии, спрашивая у родителей: «А такая уже есть?». Взрослые отвечали, что кончено же есть, не придавая особого внимания увлечению дочери.

    Однако девочка в 4 года уже организовала свой собственный оркестр из одного исполнителя, то есть себя и множества ударных инструментов, коими стали: кастрюли с маминой кухни, сковородки и прочие принадлежности.

    Первое ее сочинение песенка "Черный пес" и по сей день любима большой детской аудиторией.

    Мама отчаянно пыталась вразумить свое дитя, и прятала посуду подальше от её глаз, но безрезультатно. Наверное единственным человеком тогда, которая восхищалась даром маленькой выдумщицы, была старенькая няня Лиза и во всём её поддерживала!

    Когда Лене исполнилось 6 лет, она заявила что хочет поступить в музыкальную школу по классу аккордеона, и быть как "та тетя в телевизоре, красивая, в длином красном платье, играющая зажигательное танго".

    Однако её безупречные музыкальные данные сослужили тогда ей очень плохую службу: приёмная комиссия стала уговаривать её поступать в класс струнных, но конкурсантка стояла на своём. И члены приёмной комиссии уступили, но только с третьего раза.

    Переезд в Молдавию, учёба в музыкальном училище, которое закончила с красным дипломом, Государственная консерватория по классу композиции с отличием, стажировка в Москве - класс легендарного Ю. Фортунатова, вступление в Союз композиторов СССР, сотрудничество с великим оперным режиссером Борисом Александровичаем Покровским - (сразу после окончания консерватории Елена написала оперу по А. Чехову "Спасть хочется" а Б. А. Покровский исполнил ее), множество фестивалей и побед, переезд на постоянное местожительство в Москву - таков путь Елены Фиштик.

    Помимо композиторской деятельности, Елена Фиштик известна как художественный руководитель широко известного в 1980-е годы ансамбля «Фратернитате», где звучали её собственные сочинения, и ансамбль объездил с гастролями не только всю страну, но и побывали во многих зарубежных странах.

    Хочется отметить, что в этой хрупкой женщине поражает круг творческих интересов: она автор почти всех жанров современной музыки - трех симфоний, трех опер, пяти балетов - 21 Век, "Левша", "Сальвадор Дали", "Дмитрий Донской", "София", 5-частной оратории для Большого Симфонического Оркестра, хоров и солистов по лирике В. Маяковского, свыше 10 хоров, музыки для фортепиано, скрипки, вокала, контрабаса, гитары, музыки для театра и других произведений.

    Ее оперы и балеты написаны на сюжеты крупнейших писателей и выдающихся деятелей искусства: А. П. Чехова, Лескова, Дали, Бородина, В. Маяковского, Д. Баковия и др.

    Композиции Елены Фиштик - это современная, сложная, нешаблонная музыка, наполненная различными новаторскими идеями, отличающаяся высоким вкусом и уровнем эмоционального воздействия на слушателя. Это всегда особая атмосфера, словно погружение в другое измерение - другой мир. Это и surréalisme (сюрреализм), и Avant-garde music (авангард), и Electronic music (электроника), и House (хаус), и современная классика.

    Более 10 лет Елена Фиштик является постоянным композитором театра "Экспромт" на Чистых прудах в Москве.

    Спектакли с ее музыкой - это аншлаговые спектакли: "Муха -Цокотуха", "Ежиик в тумане", "Волшебный чай", "Дачные амуры".

    Музыка Елены Фишкик звучит в лучших залах Москвы - в Кремлевском дворце, в Доме музыки, что на набережной, в театре Современник, Экспромт, на сцене Дома композиторов, в "Театриуме" на Серпуховке, в театре на "Таганке", в театре В. Высоцкого.

    Ее сочинения изданы и вошли в фонд всемирной музыкальной библиотеки в Торонто - это современная классическая музыка.

    Елена Фиштик – член Союза композиторов России, неоднократный лауреат международных фестивалей молодых композиторов. Сочинения Е. Фиштик звучат в Италии, Германии, Израиле, России, Прибалтике, Молдове, Румынии, Канаде, Франции, США и других странах.

    Одна из последних работ - сюита "Врата во времени" (посвящение Э. Артемьеву) написана композитором Еленой Фиштик в 2012 году по мотивам художественных работ группы Пазарх и состоит из пяти самостоятельных контрастирующих частей, объединенных общим замыслом. Каждая часть, объединяет в свою очередь, несколько художественных произведений на одну тему.

    Ассоциативному ряду способствует идея персонификации звучания и ввода в музыку различных элементов, в которых усматривается необычный персонаж - ТЕМБР, трактующийся композитором, как главный герой.

    Почему же именно этот жанр привлек композитора?

    Жанр сюиты зародился в 16 веке. Во второй половине 18 века интерес к этому жанру возрос благодаря И. Баху и Г. Генделю, и до сих пор сюита остается одним из самых популярных жанров.

    Работы группы Пазарх - это зрелищное искусство, но Елена Фиштик услышала в них и музыку, калейдоскоп миниатюр - каждая со своим характером, тембром, гармонией и дисгармонией, медитативностью и взрывом эмоций.

    Композитор не случайно избирает жанр сюиты. Ибо именно сюита способна объединить цикл стилизованных "танцев" группы Пазарх.

    Используя широкий спектр выразительных средств и технических приемов, Елена Фиштик пишет музыку - коллаж, совмещение сна и реальности. Как в художественных работах, так и в музыке, широко использованы фантасмагорические формы, призванные разорвать обыденное.

    "Врата во времени", это сюита, которая отличается яркой образностью, зрелищностью, каждая из частей ("Начало", "Окно", "Весть" и др.) имеет свой программный подзаголовок, и является мини-спектаклем.

    Безудержная фантазия и виртуозность исполнения работ группы Пазарх, вдохновили Елену Фиштик на создание, столь же яркого, крупного мультимедийного проекта с фантастическими переплетениями, где реальные мотивы жизни и грез сочетаются с миром странных существ и форм, оживших на время для встречи со зрителем.

    Новая совместная работа Елены Фиштик и группы Пазарх сюита "Врата во времени" - это большое событие в мире современного искусства.

    Но как считает сама Елена Фиштик, её самый любимый жанр - балет. Их она написала 4, а именно: "Дмитрий Донской", "21 век", "София", "Сальвадор Дали" и сейчас работает над пятым - "Левша" по Лескову Н.

    - Балет, конечно, современный, так называемый - Модерн Балет, - поделилась автор музыки, - в основе которого лежит модерн танец, как результат ухода от строгих норм, в пользу творческой свободы. Я уверена, что только жест, освобожденный от условности и стилизации (в том числе музыкальной), способен правдиво передавать все нюансы человеческих переживаний.

    В основе балета лежит определенный сюжет, драматургический замысел, либретто - так вот, эта часть творческой деятельности меня тоже очень привлекает, поэтому все либретто к моим балетам я написала сама.

    Но иногда бывают и бессюжетные балеты - такой опыт у меня был еще когда я была студенткой консерватории - Балет "Абстракция".

    А что касается театральной музыки, мюзиклов, то это тоже очень интересное направление и наиболее востребованный в обществе жанр.

    У композитора много подобных театральных постановок, как детских, так и взрослых, не только в г. Москве (в основном, театр "Экспромт" художественный руководитель - народная артистка Людмила Иванова, где поставлено 4 спектакля), но и в Кишиневском Русском Драматическом театре им. А. П. Чехова несколько мюзиклов, а так же в Израиле, Канаде, США, Германии.

    Не удержался я от вопроса:

    - Елена, вы работаете в детском музыкальном театре «Экспромт», которым руководит известная актриса Людмила Иванова. Я слышал, что у Вас не только творческие, но и дружеские отношения…

    - Мы познакомились более пятнадцати лет назад на международном фестивале "Одаренные дети", где работали в жюри вместе с Людмилой Зыкиной, Иосифом Кобзоном и другими известными российскими и зарубежными деятелями культуры и искусства.

    С тех пор и дружим семьями, несмотря на разницу в возрасте.

    В конкурсах звучала моя музыка, это были песни и номера из мюзиклов, которые не оставили Людмилу Иванову равнодушной.

    После окончания фестивального дня, Людмила Ивановна пригласила меня в гости, она очень хотела познакомить меня со своим супругом - знаменитым физиком-лириком Валерием Миляевым, автором известной песни "Приходит время!"

    Мы провели прекрасный и длинный вечер, полный музыки, стихов, историй, и так получилось, что сразу приняли друг друга, полюбили. С тех пор, не только дружим, но и вместе творим - это общие спектакли, песни, творческие встречи.

    - Елена, а какие у вас творческие планы?

    - Андрей! Написано много музыки, и мои главные планы - донести ее до слушателя. Издать диски, клипы.

    Конечно очень хочется поставить все балеты, особенно "Сальвадор Дали" - в прошлом году в 2011, фрагмент этого балета я представляла на фестивале "Московская осень" и поклонники моего творчества весь год ждут и спрашивают: когда же они смогут увидеть полную версию постановки, более того, приятно и лестно было слышать восторженные отзывы таких мэтров, как известных композиторов Софьи Губайдулиной, Эдуарда Артемьева, они тоже ждут моих новых постановок, так что это меня обязывает к действиям и поискам возможностей. Коллектив есть, музыка готова, либретто написано, готовы даже некоторые костюмы, но все же для серьезной большой постановки требуется серьезная материальная база. Я жду чуда!

    - Вы верите в чудо?

    - Конечно! В моей жизни чаще происходят чудеса, чем обыденность.

    - Тогда мы с Вами обязательно должны встретиться еще...

    Андрей Объедков,

    Член Союза журналистов России,

    Член Союза писателей России

    Ответить Подписаться