• Веснин Александр Александрович, архитектор

    Александр Александрович Веснин 16 (28) мая 1883 г. в Юрьевце в купеческой семье. Русский.

    Один из трёх братьев архитекторов-конструктивистов Весниных:

    Отец - Александр Александрович Веснин, родом из Старой Ладоги

    Мать - Елизавета Алексеевна Веснина (урождённая Ермолаева) из уездного города Макарьев. Они познакомились и поженились в Нижнем Новгороде. В приданное невеста получила небольшую усадьбу в Юрьевце-Поволжском, жених — винокуренно-дрожжевой завод от старшей сестры в подарок.

    • Учился в Московской практической академии коммерческих наук.
    • 1901-1912 — учился в Институт гражданских инженеров в Петербурге.
    • В 1904 году Александр и Виктор Веснины, когда они были уже на IV курсе, прерывают на ряд лет учебу в институте, работают помощниками у архитекторов, участвуют в архитектурных конкурсах и занимаются в частных художественных студиях (К. Ф. Юона, В. Е. Татлина и др.)
    • Работа в театре с 1919 по 1925 годы. Оформлял спектакли:
      • Московский Камерный театр — «Федра» (постановка А. Я. Таирова, 1922); «Человек, который был Четвергом» по Г. К. Честертону в инсценировке С. Д. Кржижановского (1923) и «Благовещенье» П. Клоделя (1920).
      • Для новаторской пьесы Александр Веснин сконструировал уникальную установку с лифтами, движущимися тротуарами, вращающимся и опускающимся полом. Вся труппа «жила» в подъемной машине и на лестницах небоскребов. На сцене же был странный город из стальных ребер и клеток. Между ними вверх и вниз скользили подъемники, вилась паутина лестниц. Неугомонно поднимались, шмыгали, пропадали люди в клетчатых костюмах, плащах, кепи, цилиндрах. Все короткие эпизоды, из которых был составлен спектакль, сменялись с кинематографической быстротой. Одних подобная «свистопляска на сцене», не похожая ни на что на свете, потрясала и удивляла, а других отталкивала, но никого не оставляла равнодушным. Сам же А. Веснин, по воспоминаниям современников, радовался, словно ребенок — удалось!
      • Малый театр — (Ревизор (постановка И. С. Платона, премьера состоялась 24 сентября 1919). «Женитьба Фигаро» (постановка И. С. Платона, премьера состоялась 18 апреля 1920), «Пути к славе» (Эжен Скриб, Пер. И. С. Платона. Постановка Н. О. Волконского, премьера состоялась 14 января 1922 года)
      • Московский театр для детей — 1921 год — первым спектаклем нового театра стала «Жемчужина Адальмины» Ивана Новикова по сказке З. Топелиуса, художником которой стал Веснин, его же были и костюмы. Он стал и автором первой эмблемы театра.
    • Архитектурные проекты
      • Студентом разработал проект поселка-сада Никольское под Москвой (1908).
      • С 1923 года вместе с братьями стал лидером советской архитектуры конструктивизма.
      • С 1933 года Александр Александрович и Виктор Александрович возглавляли одну из созданных тогда проектных мастерских Моссовета (переданную вскоре в систему Наркомтяжпрома, а затем в Наркомат нефтяной промышленности).
    • Участвовал в осуществлении:
      • фасада Главного почтамта на Мясницкой улице (1911, проект Л. И. Новикова и О. Р. Мунца),
      • в перестройке Банка и Торгового дома на улице Кузнецкий Мост (1913, проект В. И. Ерамишанцева),
      • доходного дома на Кузнецком Мосту в 1914—1916 годах.
      • вместе с В. А. Весниным участвовал в строительстве доходного дома на Мясницкой улице, 15 (1912, проект Б. М. Великовского и А. Н. Милюкова),
      • в перестройке особняка на Большой Мещанской улице, 20 (1913, проект П. П. Висневского)
      • в строительстве особняка в М. Знаменском переулке, 11 (1913, проект А. Г. Измирова)
      • скаковых конюшен на Скаковой улице, 3 (1914, проект А. Г. Измирова)
      • Универмаг на Красной Пресне в Москве (1927).
      • доходного дома Петербургского Страхового общества на улице Сретенка, 26 (1915, проект А. Г. Измирова).
      • здание «Ленинградской правды» (1924),
      • дом общества «АРКОС» (1924)
      • комплекс Днепрогэса (1927—1932). Формально автором проекта считался Виктор Веснин, но деятельное участие в его разработке принимали Леонид и Александр.
      • Дом общества политкаторжан (1931—34) (ныне Театр киноактёра)
      • Дворец культуры ЗИЛа (1930—1934)
      • рабочие клубы в Баку.
      • В 1920-е преподавал во ВХУТЕМАСе (ныне - Красносельский-район-Москвы). Александр Веснин и Любовь Попова совместно вели мастерскую на младших курсах живописного факультета ВХУТЕМАСа, на базе которой и формировалась пропедевтическая дисциплина Цвет. Они оба были членами Рабочей группы обжективистов ИНХУКа, в которой главное внимание на теоретических дискуссиях обращалось на проработку таких вопросов, как определение и анализ цвета, конкретизация цвета, анализ элементов цвета, вещественность, пространственность.
      • Л. Попова и А. Веснин в 1920 году вместе делали макет для театрализованного парада войск, посвященного конгрессу III Интернационала в Москве. Этот парад должен был режиссировать Мейерхольд. Частью макета, о котором можно судить по сохранившемуся рисунку, был город будущего, составленный из геометрических фигур — пирамид и колес, напоминающих детали машин — конструкция из декорации к спектаклю «Человек, который был Четвергом».
    • Был редактором журнала «Советский художник».
    • Умер 7 ноября 1959 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

    Почётный член Академии строительства и архитектуры СССР (1956). Профессор.

    Ответить Подписаться